Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут находится у подножия скал Дейр эль-Бахри. Храмовый комплекс существенно отличается от храмов остальных владык Египта. Хатшепсут — сводная сестра и супруга Тутмоса II. К моменту смерти отца новый правитель был очень юн и царица была назначена его регентом. Однако ее гордость не позволяла править от чьего-то имени и она провозгласила себя полноправной владычицей Египта. За время правления Хатшепсут были проведены победоносные кампании в Нубии и Азии, открыт Пунт (страна, местонахождение и точное название которой не известны, предположительно Судан). В память о всех событиях возводились памятники и только некоторые из них сохранились до наших дней.
Вся необычность женщины-фараона отразилась на архитектуре и расположении храма. Джесер джесеру (священнейший из священнейших) располагается в большом отдалении от остальных построек, в самой глуби некрополя. При этом традиции строительства нарушены не были — на границе пустыни и орашаемых земель был возведен пилон, от которого к храму вела дорога шириною около 37 метров. С обеих ее сторон стояли ярко раскрашенные сфинксы. Перед храмом был разбит сад, в котором росли диковинные деревья и кустарники, привезенные из Пунта. Неподалеку были вырыты 2 озера в форме буквы Т. Храм представлял чудо инженерной мысли и был вырублен в известняковых скалах. Джесер джесеру состоит из 3 террас, располагающихся одна на другой. На каждой был открытый двор, портики (крытые помещения с колоннами) и святилища. Ярусы соединены пандусами — наклонными дорогами, заменившими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.
Такая конструкция храма была выбрана не случайно — в 100 метрах от комплекса находится похожий храм, построенный при правителе Ментухотепе Небхепетре, который считался родоначальником фиванских царей. Этим поступком правительница показала преемственность правления и пыталась доказать законность претензий на престол.
Рельефы на стенах отражают мироощущение египтян. Так на стенах южной части нижнего портика изображается доставка обелисков для строительства комплекса Амона в Карнаке из Верхнего Египта. На стенах северного портика изображаются сцены в тростниковых зарослях, что соответствовало Нижнему Египту. Идея единства этих областей встречается на перилах пандуса, соединяющих терассы храма. Основания лестниц украшены изображениями кобры, хвост которой поднимается вверх по перилам,что символизировало покровительницу Нижнего Египта, и Хора Бехдетского (божества Верхнего Египта).
Рельефы второй террасы посвещены правителю от которого зависит процветание и стабильность страны. Главный сюжет — божественная теогамия — история божественного рождения царицы Хатшепсут. Согласно легенде, бог Амон принял облик Тутмоса I и вошел в покои матери Яхмес. Все время пока Яхмес носила под сердцем будущую правители боги наделяли ее качествами необходимыми каждому фараону. В завершении изображена сцена божественного рождения. Сцена эта связана с попыткой доказать законность восхождения на престол, а следовательно божественность происхождения и избранности на место фараона. Но несмотря на долгое правление (15 лет) и доказательства способности управлять государством, царицу Хатшепсут всегда изображали в мужских одеждах и с подвязанной бородкой. Она так и не смогла преодолеть традиции, согласно которым страной должен править только мужчина.
В южном портике второго яруса показана экспедиция в Пунт. Она была настолько представительной, что увидев мощь египетской армии местные жители сразу же признали сеебя вассалами Египта. На рельефах все представлено настолько детально, что даже указаны особенности ландшафта и леса благовонных деревьев. Цари и царица Пунта преподносят дары Хатшепсут.
По сторонам портиков располагаются святилища Хатхор и Анубиса. Почитание этих богов давало надежду на обновление жизненных сил и возрождение в случае смерти. Колонны святилища Хатхор украшены изображениями ее лица.
Самая верхняя часть храма посвящена богам, даровавшим жизнь Египту и правителям. По сторонам центрального двора расположены святилища родителей Хатшепсут Тутмоса I и Яхмес, божественного солнца Ра. В центре располагается святилище Амона-Ра — самая главная часть всего храма. Раз в год оно становилось центром праздника Долины, во время которого образ Амона отправлялся в заупокойные храмы некрополя. Рельефы на эту тему занимают почти все стены верхней террасы. Во время этого торжества жители приходили к умершим родственникам, приносили им цветы, угощенье и проводили весь день в гостях у предков. Обойдя все храмы статуя вносилась в Джесер джесеру, а утром отправлялась в Карнак.
Святилище храма символизировало утробу богини Хатхор, проведя в которой ночь, солнечное божество возвращалось с новыми магическими силами, чтобы продолжить борьбу с хаосом и салами зла.
Архитектором храма стал Сененмута, фаворит царицы Хатшепсут и воспататель ее дочери. В Джесер джесеру сохранилось несколько статуй зодчего, но появление их было тайным — всякий раз они оказывались скрытыми от взоров открытыми дверями. На территории первой террасы им было начато строительство собственной гробницы, чтобы после смерти быть как можно ближе к собственной постройке. Однако, вскоре архитектор попал в опалу и гробница была не закончена, а все имена уничтожены.
После смерти царицы престол перешел к Тутмосу III, который ненавидел свою мачеху. Вскоре все хроники были переписаны, а имя Хатшепсут вычеркнуто из истории, все деяния и памятники были приписаны к ее предшественникам и последователям. Но храм остался важнейшим культовым центром. На террасах были захоронены жрецы Амона и Монту, а в греко-римское время рядом с образом Амона вырезали Имхотепа и Аменхотепа. Надежда на исцеление от многих болезней приводила сюда множество людей, а их надписи на стенах с просьбами о выздоровлении до сих пор сохранились. Во времена раннего христианства храм превратили в коптскую церковь, а позже он стал руинами.
В 1890-х гг. Эдуардом Навиллем были начаты исследования этого района. Многие фрагменты были вывезены за пределы Египта, а речи о восстановлении не могло даже и быть. В 1961 г. польские реставраторы начали работы по восстановлению облика храма Хатшепсут, но их работы по сей день не закончены. Только благодаря их стараниям храм Шатшепсут вновь обрел третью террасу.
Реклама от Virtual-Egypt.ru